+7 (495) 646-06-80
Заказать звонок
Наш залог положительного результата –
добросовестность и профессионализм
Сотни
успешных дел
В лучших традициях
российской адвокатуры
Ваши права защищают
только опытные адвокаты
Все виды юридических услуг и
юридической помощи
+7 (495) 646-06-80
Многоканальный телефон
Заказать звонок
г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, с.1
Марксистская, Таганская

Решение о признании недействующим нормативно-правового акта - Правила землепользования и застройки поселения.

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург                         20 сентября 2021 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

с участием прокурора Махмудова Э.Т.

при секретаре Кузнецове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евсеенкова Сергея Алексеевича, Кухарского Александра Анатольевича, Кокк Николая Александровича, Карвонен Евгения Николаевича о признании недействительным в части решения совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области №328 от 25.06.2014 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение»,

установил:

25.06.2014 советом депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее также – совет депутатов Вырицкого городского поселения) принято решение № 328 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение». Решение опубликовано в газете «Гатчинская ПРАВДА – Официальный вестник» 05.07.2014, № 46 (412).

Евсеенков С.А., Кухарский А.А., Кокк Н.А., Карвонен Е.Н. обратились в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.06.2014 № 328 в части признания недействительным территориального зонирования 34 земельных участка в д. Введенское и 46 земельных участков в д. Борисово, указанных на карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки, отнесенных к территориальной зоне СХ-4 «зона ведения дачного хозяйства», а также о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части признания недействительным территориального зонирования указанных земельных участков, отнесенных на карте градостроительного зонирования к территориальной зоне СХ-4 «зона ведения дачного хозяйства», утвержденные решением совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.06.2014 № 328.

В обоснование заявленных требований административными истцами указано, что Евсеенков С.А., Кухарский А.А., Кокк Н.А. являются собственниками земельных участков в д. Введенское, а Карвонен Е.Н. является собственником земельного участка в д. Борисово. В результате территориального зонирования муниципального образования Вырицкое городское поселение (далее также – МО Вырицкое городское поселение) земельные участки в д. Борисов и в д. Введенское ранее имевшие вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и для сельскохозяйственной деятельности, переведены в вид разрешенного использования: для ведения дачного хозяйства и зеленые насаждения специального назначения, и отнесены к территориальной зоне СХ-4 «зона ведения дачного хозяйства». Административные истцы полагают, что они являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку возведение многочисленной дачной застройки может привести в изменению благоприятной окружающей среды в указанных населенных пунктах, в связи с чем могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы. Также истцы ссылаются на то, что с учетом отсутствия протоколов публичных слушаний и заключения по их итогам при принятии Правил землепользования и застройки не проведены публичные слушания в д. Введенское, д. Борисово и д. Клетно (л.д. 6-18 том 1, л.д. 53-69 том 2).

Административные истцы Евсеенков С.А., Кухарский А.А. и представители административных истцов – Веселова Е.А., Беликов А.С., в судебное заседание явились, требования административного иска поддержали.

Представитель административного ответчика совета депутатов Вырицкого городского поселения и заинтересованного лица администрации МО Вырицкое городское поселение – Терешенкова Ж.С., в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.

Суд, выслушав объяснения присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 3а-117/2021 Ленинградского областного суда, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 8, частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного самоуправления поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ гласит, что физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Материалами дела установлено, что Кухарский А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 83-85 том 2);

Карвонен Е.Н. на праве общей совместной собственности с Карвонен Е.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 86-88 том 2);

Евсеенков С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:23:0512002:97, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 89-91 том 2);

Кокк Н.А., зарегистрированный по адресу: <адрес> является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 92-93 том 2).

Административные истцы просят признать недействующими Правила землепользования и застройки, утвержденные решением совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.06.2014 № 328, в части признания недействительным территориального зонирования 34 земельных участка в д. Введенское и 46 земельных участков в д. Борисово, отнесенных на карте градостроительного зонирования к территориальной зоне СХ-4 «зона ведения дачного хозяйства».

Из объяснений Евсеенкова С.А., Кухарского А.А., Кокка Н.А., Карвонена Е.Н. следует, что возведение многочисленной дачной застройки может привести к ухудшению экологической обстановки в д. Введенское и в д. Борисово, увеличить нагрузку на дорожную сеть, воспрепятствовать развитию социальной инфраструктуры.

Принимая во внимание, что административные истцы являются собственниками земельных участков на территории Вырицкого городского поселения, в границах которого запланировано увеличение количества земельных участков, используемых для ведения дачного хозяйства, что может повлечь изменение благоприятной окружающей среды в соответствующих населенных пунктах, суд приходит к выводу, что административные истцы являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются и могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, действующего в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

В силу частей 11, 12 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 Кодекса и с частями 13 и 14 названной статьи.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Статьей 26 Устава МО «Вырицкое городское поселение», утвержденного решением совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.11.2005 № 19, с последующими изменениями, предусмотрено, что жители поселения не позднее чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний оповещаются о месте и времени их проведения через средства массовой информации поселения или иным способом, обеспечивающим информирование жителей поселения о проведении публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом совета депутатов в соответствии с настоящим уставом.

26.09.2012 решением совета депутатов Вырицкого городского поселения № 207 утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний на территории Вырицкого городского поселения (далее – Положение о публичных слушаниях).

Часть 2 статьи 11 Положения о публичных слушаниях гласит, что председательствующим на публичных слушаниях является глава МО Вырицкого городского поселения.

В соответствии с ч. 8 ст. 11 Положения о публичных слушаниях при проведении публичных слушаний ведется протокол. Протокол подписывает председательствующий и секретарь публичных слушаний.

Согласно ч. 1 ст. 12 Положения о публичных слушаниях в заключении о результатах публичных слушаний указываются сведения в обобщенном виде о поступивших предложениях и рекомендациях по вопросам публичных слушаний, предложения уполномоченного органа по учету поступивших предложений и рекомендации по вопросам, вынесенным на публичные слушания.

В соответствии со ст. 14 Положения о публичных слушаниях уполномоченный орган обеспечивает опубликование заключения о результатах публичных слушаний в средствах массовой информации данного муниципального образования, в течение десяти дней, со дня окончания публичных слушаний. Протокол и заключение о результатах публичных слушаний направляются в орган местного самоуправления, принявший решение о проведение публичных слушаний для рассмотрения, принятия решения по существу и последующего хранения.

Публичные слушания проводятся в обязательном порядке при подготовке и утверждении Правил землепользования и застройки территорий или внесении в них изменений (статья 22 Положения о публичных слушаниях).

В силу ч. 2 ст. 23 Положения о публичных слушаниях публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территории.

Как видно из материалов дела, 29.05.2013 советом депутатов Вырицкого городского поселения принято решение № 256 «О проведении публичных слушаний по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки Вырицкого городского поселения Гатчинского района Ленинградской области», которым утвержден график проведения публичных слушаний (Приложение № 3).

Согласно данному графику проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки предусмотрено в д.Введенское и в д.Борисово с приглашением жителей д.Клетно 19.06.2013.

Пунктом 5 решения совета депутатов Вырицкого городского поселения от 29.05.2013 № 256 главе администрации в срок до 01.09.2013 предписано подготовить и направить заключение о результатах проведения публичных слушаний в совет депутатов.

В соответствии с п. 6 решения совета депутатов от 29.05.2013 № 256 проект Правил землепользования и застройки должен быть размещен на официальном сайте Вырицкого городского поселения и организована экспозиция графических материалов проекта Правил землепользования и застройки в помещении администрации (п. Вырица, ул. Оредежская, д. 7) и в МКУ «Вырицкий библиотечный информационный комплекс» (п. Вырица, ул. Ефимова, д. 35).

Решение Совета депутатов от 29.05.2013 № 256 с проектом Правил землепользования и застройки опубликовано в газете «Гатчинская ПРАВДА – Официальный вестник» 06.06.2013, № 29 (330).

Заключение по результатам публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки опубликовано 31.12.2013 в газете «Гатчинская ПРАВДА – Официальный вестник, № 65 (366).

Из заключения по результатам публичных слушаний следует, что они проводились на территории МО Вырицкое городское поселение в период с 06.06.2013 по 01.09.2013; в д. Введенское и в д. Борисово с приглашением жителей д.Клетно 19.06.2013. При этом в процессе проведения публичных слушаний заслушаны доклады разработчиков проекта и главного архитектора администрации Вырицкого городского поселения, предложения и замечания по проекту участников публичных слушаний, составлены протоколы публичных слушаний. По результатам проведения публичных слушаний сделано следующее заключение: считать состоявшимися публичные слушания, процедура проведения публичных слушаний осуществлена в соответствии с действующим законодательством, внести изменения в проекты по предложениям от участников публичных слушаний, после внесения изменений рекомендовать проекты к утверждению.

В соответствии с ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию (ст. 70 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Как разъяснено в п.29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Согласно статье 5 Градостроительного кодекса РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по градостроительному планированию.

Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.

Вместе с тем, согласно ответу администрации МО Вырицкое городское поселение от 18.11.2020 протоколы публичных слушаний по вопросу утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки Вырицкого городского поселения в администрации отсутствуют.

27.04.2021 решением Ленинградского областного суда, вступившим в законную силу 17.08.2021, по делу № 3а-117/2021 разрешены административные исковые требования Литвиненко О.В., Карвонен Е.Н., Веселовой Е.А. о признании недействующим в части Генерального плана Вырицкого городского поселения, утвержденного решением совета депутатов МО Вырицкое городское поселение от 25.06.2014 № 328 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение». Судом удовлетворен административный иск и признан недействующим с даты принятия Генеральный план Вырицкого городского поселения.

Как видно из материалов административного дела № 3а-117/2021, в качестве доказательства соблюдения процедуры принятия Генерального плана в части рассмотрения проекта Генерального плана на публичных слушаниях административным ответчиком не представлены оригиналы протоколов публичных слушаний, а представленные копии протоколов публичных слушаний имели различное содержание.

Решением Ленинградского областного суда от 27.04.2021 и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № 3а-117/2021 установлено, что проект Генерального плана на публичных слушаниях в д.Клетно не обсуждался, что свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия Генерального плана.

Между тем, в ходе рассмотрения настоящего административного дела ни копии, ни оригиналы протоколов публичных слушаний на территории МО Вырицкое городское поселение по вопросу утверждения Правил землепользования и застройки административным ответчиком не представлены.

Допрошенные в судебном заседании в качестве 25.08.2021 в качестве свидетелей Щемелинин С.П. и Вишняков Г.А. не подтвердили факт проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в д. Введенское в 2013 году.

Суд не усматривает оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они внутренне не противоречивы и соответствуют другим письменным доказательствам.

Так, по сообщению администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области проекты решений заседаний совета депутатов МО Вырицкое городское поселение, проект Правил землепользования и застройки МО Вырицкое городское поселение, протоколы публичных слушаний на хранение в архив не поступали; соответствующий судебный запрос перенаправлен в администрацию Вырицкого городского поселения.

Из объяснений представителя администрации Вырицкого городского поселения, данных в судебном заседании 20.09.2021, следует, оригиналы протоколов публичных слушаний за 2013 год отсутствуют.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлены доказательства рассмотрения проекта Правил землепользования и застройки на публичных слушаниях на территории МО Вырицкое городское поселение, что свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия Правил землепользования и застройки.

При этом само по себе опубликование заключения по результатам публичных слушаний в газете в отсутствие соответствующих протоколов публичных слушаний не подтверждает обстоятельств проведения этих публичных слушаний.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» отмечается, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

Таким образом, поскольку проект Правил землепользования и застройки на публичных слушаниях не рассматривался, решение совета депутатов Вырицкого городского поселения от 25.06.2014 № 328 об утверждении Правил землепользования и застройки принято с существенным нарушением установленной федеральным законодательством процедуры, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить требования административного иска и признать недействующими Правила землепользования и застройки полностью с момента принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление Евсеенкова Сергея Алексеевича, Кухарского Александра Анатольевича, Кокк Николая Александровича, Карвонен Евгения Николаевича – удовлетворить.

Признать недействующими с даты принятия Правила землепользования и застройки Вырицкого городского поселения, утвержденные решением совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области №328 от 25.06.2014 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья                                 О.Н. Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 01 октября 2021 года

 

13.11.2023 г.

Смотрите также другие дела данного адвоката

Узнать стоимость услуг

Получите бесплатно:

  • расчет стоимости наших услуг
  • оценку перспективы Вашего дела
  • правовой анализ ситуации

Гарантируем конфиденциальность информации.

Практика

Адвокат Владимиров В.В. вступив в дело в качестве защитника по назначению суда на стадии кассационного обжалования...
Решением по жалобе судьи Московского городского суда по делу №7-***/2024 изменено постановление судьи Гагаринского...
 
         Адвокат КА «Бастион» Вощинский М.В. осуществлял защиту Ю. и Г. по обвинению по ч.1 ст.187 УК РФ (Незаконный...

Новости

25.06.2024 г.
Коллегия адвокатов "Бастион" — 15 лет успешно отстаивает права и оказывает юридическую помощь.
31.05.2024 г.
 
Поздравляем всех Коллег с профессиональным праздником - Днём российской адвокатуры!  
 
31.12.2023 г.
Московская городская коллегия адвокатов "Бастион" поздравляет Вас с Новым годом и Рождеством Христовым! 

Статьи

30.10.2024 г.
Военная служба неизбежно сопряжена с частыми перемещениями.
Рядовой уходит из дома в часть, контрактника могут...
25.10.2024 г.
Кассация поддержала доводы защиты, отменив приговор и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
 
 ...
23.10.2024 г.
Интернет и СМИ полны объявлений о быстром и простом "списании долгов", а в последнее время участились непрошенные...