Проживая в многоквартирном доме, собственники нередко сталкиваются с ситуациями, связанными с возникновением аварий электросетей, труб горячего/холодного водоснабжения и иных видов общедомового имущества.
Рассмотрим алгоритм юридических действий собственника квартиры в случае протечки трубы в сантехническом шкафу квартиры, приведшей к заливу.
Прежде всего, как только прорыв технически остановлен, обратитесь в управляющую организую, занимающуюся обслуживанием многоквартирного дома (с такой организацией от имени собственников жилья заключается соответствующий договор).
Представитель управляющей организации производит осмотр места аварии и составляет акт. Обязательно ознакомьтесь с его содержанием, прежде чем ставить свою подпись в графе, отведенной для собственника квартиры. Если Вы не согласны с выводами, сделанными в акте осмотра, сделайте в нем соответствующую запись со своим комментарием о причине аварии и т.д. Второй экземпляр акта остается у Вас, как у собственника.
Так, складывающаяся практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев управляющие организации в целях освобождения себя от возмещения ущерба жильцам дома, указывают в акте, что авария произошла вследствие ненадлежащего эксплуатирования имущества самими собственниками квартир либо ссылаются на то, что аварийный участок не находится в зоне их балансовой ответственности.
В случае если выводы акта не соответствуют реальному положению вещей или Вы сомневаетесь в их обоснованности, рекомендуем, прежде всего, обратиться к профессиональному юристу, который поможет Вам в составлении всех необходимых документов и, в соответствии с нормами закона, предложит необходимый и верный алгоритм действий.
В частности, один из первых шагов собственника – это обращение к независимому эксперту для проведения осмотра аварийного участка и поврежденного имущества.
Эксперты подготовят соответствующее заключение с обоснованием сделанных вывод по результатам осмотра.
Получение результата экспертизы с выводом о том, что аварии удалось бы избежать при надлежащем исполнении управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общедомового имущества, к которому относится поврежденный участок трубы, служит основанием для направления в адрес управляющей организации претензии с требованием возмещения всех необходимых расходов для восстановления испорченного имущества (возмещение реального ущерба).
В основном, управляющие компании отказываются в добровольном порядке возмещать ущерб, причиненный вследствие произошедшей аварии.
Получив письменный отказ от управляющей организации (либо отсутствие ответа в течение 10 дней), жильцы квартиры, в которой произошла авария, вправе обратиться с исковым заявлением в суд с требованием возмещения ущерба, компенсации морального вреда, неустойки и взыскании штрафа за отказ удовлетворения претензии потребителя в досудебном порядке.
Для подготовки необходимой доказательной базы по делу, выработки правовой позиции и профессионального представления интересов в суде рекомендуется не пренебрегать помощью юриста, обладающего специальными познаниями и передать ему право представления интересов истца, как в претензионном, так и в судебном порядке.