Достаточно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, когда покупка товара происходит в спешке, по каталогу, через интернет и так далее, то есть, когда мы не имеем возможности разглядеть товар более подробно.
Последствием такой покупки может стать банальное несоответствие товара, пусть и хорошего качества, вашим нуждам. После чего, как правило, попытаетесь вернуть товар в магазин или поменять его на аналогичный, более подходящий вам, или же вернуть назад свои деньги.
Зачастую при этом покупатели сталкиваются с нежеланием продавца принимать такой товар обратно, при этом свой отказ они не вполне доходчиво мотивируют.
В данной статье мы расскажем вам, как и какой товар надлежащего качества, вы имеете право вернуть обратно в магазин, получив обратно свои деньги.
Так, в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
В качестве примера можно представить ситуацию с покупкой вещей маленькому ребенку, которого не всегда удобно брать с собой в магазин.
Право на обмен указанных товаров сохраняется за потребителем в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Также в указанной статье содержится ссылка на перечень товаров, которые не подлежат обмену и возврату. К таким товарам относятся например, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, бельевые изделия (нижнее белье, чулки и т.д.).
Если аналогичный товар отсутствует у продавца, то покупатель вправе потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требование должно быть удовлетворено продавцом в трехдневный срок со дня возврата товара.
В настоящее время достаточно распространен опыт покупки товаров дистанционно (т.е. по каталогам или через интернет).
Так, в соответствии со ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» договор купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом:
- описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
При этом продавец обязан предоставить покупателю всю информацию об основных свойствах товара, сведения о продавце, сведения об изготовителе, о цене, доставке, сроке службы, сроке годности и гарантии.
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Исключение по возможности возврата товара надлежащего качества составляет товар надлежащего качества, имеющий индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его покупателем.
В случае отказа покупателя от товара продавец обязан возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору купли-продажи товара, за исключением реально понесенных затрат на доставку товара обратно продавцу. Срок возврата денежных средств, в данном случае, составляет десять дней.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, отказ продавца принимать товар обратно и возвращать уплаченные за него деньги противоречит требованиям закона и может быть оспорен.