Многие, в том числе те, кто обращается за помощью, спрашивают: а вы юрист или адвокат? Не вдаваясь в подробности, я отвечаю: и тот, и другой. Может ли быть такое, и есть ли разница между юристом и адвокатом?
Если кратко, то можно ответить так: каждый адвокат является юристом, но не каждый юрист – адвокатом.
Юрист – это обобщенное наименование лиц, получивших высшее или среднее юридическое образование и работающих по специальности. Юрист – это и адвокат, и нотариус, и судья, и прокурор, и юрисконсульт в организации. Зачастую себя называют так и лица, вовсе не имеющие юридического образования.
По законам нашей страны давать консультации по юридическим вопросам и осуществлять представительство (кроме защиты по уголовным делам) у мирового судьи и в районных судах может абсолютно любое дееспособное лицо, главное, чтобы паспорт был с собой. Для представительства в вышестоящих судах и арбитражных судах уже понадобится (как правило) диплом о высшем юридическом образовании или "корочка адвоката".
Поэтому любой человек может без какой-либо лицензии или иного подтверждения сказать вам, что он «юрист» и свободно осуществлять услуги, возможно сомнительного качества. Некоторые регистрируют ООО с названием «многофункциональный юридический центр» и т.п. И под крышей громких названий предоставляют соответствующие услуги. Фактически все эти люди подменяют собой профессию адвоката, но называться адвокатами они не могут, так как у них отсутствует этот статус, в ином случае их можно привлечь за это к административной и уголовной ответственности.
А кто такой адвокат? Адвокат – это лицо с высшим юридическим образованием, имеющий как минимум двухлетний стаж, который сдал экзамен и получил соответствующий статус. Именно адвокат по законам нашей страны является независимым профессионалом, уполномоченным на предоставление любой юридической помощи по любому делу, будь оно, например, гражданским или уголовным . У каждого адвоката есть номер в реестре, который присваивает Министерство юстиции.
Именно адвокат является тем юристом, который предназначен для помощи в суде по любому делу. Деятельность адвокатов контролируется соответствующей адвокатской палатой региона, в которой он состоит, на основании Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и Кодекса профессиональной этики адвоката. За нарушение норм, установленными этими актами, можно легко потерять статус.
А если «просто юрист» «нарушит» адвокатские нормы и правила поведения, то ему за это ничего не будет. Так как статуса никакого у «юриста» нет. Квалификация его, как независимого профессионального советника по правовым вопросам, ничем не подтверждается.
Только адвокат (за очень редким исключением) может осуществлять защиту по уголовному делу, а также представительство в Конституционном Суде и в Европейском суде по правам человека.
Кроме того, что является немаловажным, только адвокат гарантирует конфиденциальность под страхом лишения статуса! А вот неадвокату за разглашение сведений о клиенте ничего не грозит. Адвоката нельзя допросить по делу, которое он ведет.
В нашей стране на уровне Правительства давно уже обсуждается полный запрет на осуществление представительства в судах лицам, не имеющим статус адвоката. Постепенно мы идем к этому. С 1 октября 2019 года вступили в силу поправки в ряд законов, запрещающие, как упоминалось ранее, представлять интересы доверителей в арбитраже и высших судах регионов без высшего юридического образования. Поэтому в этих судах неадвокаты вынуждены носить диплом. Забыл – не допустят к процессу, тогда как адвокату достаточно показать «корочку».
Адвоката всегда можно проверить, вбив его ФИО или номер в строку поиска реестра адвокатов, который ведет Минюст. Например адвокатов г. Москвы, в числе которых состоит и автор, можно проверить на официальном сайте Адвокатской палаты г. Москвы www.advokatymoscow.ru/reestr/members/, всех других адвокатов на сайте Минюста lawyers.minjust.ru/Lawyers.
Конечно, к кому и куда обращаться решает каждый самостоятельно. Но стоит помнить, что адвокат – это юрист, имеющий стаж, знания которого проверили на экзамене целой комиссией из 13 человек, и только лишь после этого выдали лицензию на предоставление правовой помощи гражданам и юридическим лицам.