Ни для кого не секрет, что единственное жильё гражданина-должника, признанного банкротом, сохраняется в его собственности. На него распространяется так называемый "исполнительский иммунитет" (ст.446 ГПК РФ). При реализации имущества всё имущество, на которое может распространяться названный иммунитет, остаётся должнику. При этом, как раннее считалось, ипотечное жильё не сохранялось и нежилое помещение, используемое для жилья - тоже. Судебная практика не стоит на месте! И СКЭС (Судебная коллегия Верховного Суда России по экономическим спорам) является её локомотивом.
1. Сохранение ипотечного жилья. До недавнего времени должнику-гражданину не сохраняли единственное жильё, если оно является предметом ипотеки. Таким образом, ипотечная квартира при банкротстве гражданина выставлялась на торги и продавалась. Собственно, такой подход основан на законе. Но СКЭС усмотрела в этом формальный подход. Ведь если у гражданина нет просрочек по ипотеке и его родственники готовы продолжать выплачивать её пока идёт банкротство, значит и не нужно изымать жильё. В одном из дел было вынесено судьбоносное определение и постановлено, что если нет просрочек по ипотеке, то с банком-залогодержателем заключается мировое соглашение, а в случае невозможности - арбитражный суд утверждает локальный план реструктуризации долга. Определение СКЭС №305-ЭС22-9597.
2. Сохранение квартиры, купленной после оформления брачного договора. Брачный договор, как известно, имеет правовую природу двухсторонней сделки. Его оспаривание возможно как в случае, если он заключен менее, чем за 3 года до обращения в суд, так и если он заключен после появления обязательств перед кредиторами. А уж если имущество поделено в ущерб кредиторам, то ... Аналогично и с мировыми соглашениями по делам о разделе совместно нажитого имущества (чего не скажешь о признании иска!). Но есть одно "но". Если брачный договор содержит условие о том, что всё имущество является личным имуществом того из супругов, который собственник по документам и речь об имуществе, которое появилось после заключения такого договора, то ущерба кредиторам нет. Об этом нам говорит определение СКЭС №305-ЭС22-11553.
3. Сохранить аппартаменты как единственное жильё. До недавнего времени аппартаменты очень даже запросто включались в конкурсную массу. А потому должники, владеющие аппартаментами, отказывались от списания долгов из боязни потерять единственное жильё, которое по документам не жильё, а большая-пребольшая кладовка с санузлом и кухней. Жизнь не стоит на месте, а судебная практика по делам о банкротстве - бежит вперёд! Один из арбитражных судов округа решил, что такой подход слишком формален. Ведь в законе сказано "единственное жильё", а не "жилое помещение". Это формулировки из разных законов. Более того, из разных отраслей права. Можно в исключительном случае. Но нужно доказать не только единственность, но и фактическое проживание в аппартаментах должника и членов его семьи. К слову, если у должника есть дети, то органы опеки всегда встают на сторону должника в таких вопросах. Нет, детей не забирают. Наоборот, способствуют скорейшему списанию задолженности и сохранению жилища. Постановление АС Северо-Западного округа от 03.04.24 по делу №А56-76686/2018.
4. Дача становится жилым домом. Ну тут совсем всё просто. Если дачный домик фактически есть жилой дом для круглогодичного проживания, то достаточно пригласить кадастрового инженера и с его помощью превратить нежилое помещение в жилое, получить почтовый адрес, прописаться в этом доме и спокойно идти в суд списывать долги. А41-72848/2023.
5. Если у Вас в собственности есть квартира или жилой дом, а прописка по другому адресу, например, в квартире по социальному найму, то единственным жильём считается то, которое в собственности. Оно сохраняется.
Эпилог. По окончании процедуры банкротства сохранённое единственное жильё можно продать.