РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 марта 2014 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Курушина Н.Н. при секретаре Блиновой М. В., с участием представителя заявителя по доверенности Кузьмина И.А,, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению С.А.К. об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ и начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, связанных с отказом во включении в реестр нуждающихся в жилом помещении членов семьи,
установил:
Кузьмин И.А. в интересах заявителя С.А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по невнесению в реестр военнослужащих нуждающихся в жилом помещении сведений о членах семьи военнослужащего в составе 14 человек, включая С.А.К., его жену – С.Л.Н., дочь С.А.В., сына – С.И.В., сына С.Г.В., дочери – С.М.В., дочери – С.В.В., а также проживающих совместно с нами: брата К.В.Н., его жену – С.Т.А., его дочь – К.А.В., его сына – К.С.В.;
-признать незаконным бездействие Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по невнесению в реестр военнослужащих нуждающихся в жилом помещении сведений о членах семьи военнослужащего в составе 14 человек включая самого С.А.К., его жену – С.Л.А., дочь С.А.В., сына – С.И.В., сына С.Г.В., дочери – С.М.В., дочери – С.В.В., а также проживающих совместно с нами: брата К.В.Н., его жену – С.Т.А., его дочь – К.А.В., его сына – К.С.В.;
- обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, выраженное в невнесении в реестр военнослужащих нуждающихся в жилом помещении сведений о членах семьи военнослужащего в составе 14 человек, включая самого С.А.К., его жену — С.Л.А., дочь С.А.В., сына – С.И.В., сына С.Г.В., дочери - С.М.В., дочери – С.В.В., а также проживающих совместно с нами: брата К.В.Н., его жену – С.Т.А., его дочь – К.А.В., его сына – К.С.В.;
- обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить Садовскому В.Н. жилое помещение в собственность в пределах города Москвы согласно установленным нормами обеспечения жилыми помещениями из расчета состава семьи 14 человек, но не менее 252 кв.м.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснив, что его доверитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части < … > от < … > г. № < … > с составом семьи 7 человек. Заявитель и члены его семьи проживают в жилом помещении по адресу: г. Москва, < … > по договору социального найма, данная квартира находится в собственности г. Москвы.
Данная квартира имеет площадь 63,6 кв. м. В настоящее время состав семьи заявителя составляет 14 человек - он, его жена и дети, брат заявителя, жена и дети брата.
Таким образом, на одного человека приходится 4,53 кв.м., что меньше установленной законом нормы постановки на учет.
Заявитель, его семья, его брат и семья брата проживают совместно, ведут общее хозяйство. Приняты на учет они были жилищной комиссией войсковой части, а потому ДЖО МО РФ не могли отказывать в принятии их на учет нуждающихся в предоставлении жилья, поскольку ДЖО МО РФ не обладает полномочиями по отмене решений жилищной комиссии.
За время прохождения военной службы заявитель жильем от Минобороны России обеспечен не был.
Заявитель, директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ и начальник Военной академии РВСН им. Петра Великого, должным образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли.
В возражениях, поданных в суд, представитель начальника Военной академии РВСН указал, что семья Коняшкина не является членами семьи Садовского, право членов семьи военнослужащего на жилые помещения от Министерства обороны РФ является производным от соответствующего права военнослужащего.
К членам семьи военнослужащего могут относиться супруг, супруга, дети старше 18 лет ставшие инвалидами до достижения 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно контракту о прохождении военной службы от < … > г., указанный контракт заключен между С.А.К. и Министерством обороны РФ в лице начальника < … > МО РФ сроком на 5 лет.
Из выписки из приказа командующего < … > от < … > г. № < … > усматривается, что С.А.К. зачислен в распоряжение начальника Военной академии РВСН им. Петра Великого в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Как усматривается из выписки из протокола заседания комиссии войсковой части < … > от < … > года № < … >, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий С.А.К., его жена С.Л.А., дочь С.А.В., сын С.И.В., брат К.В.Н., жена брата С., дочь брата К.А.В., сын брата К.С.В.
Из выписки из домовой книги дома < … >, по ул. < … > г. Москвы усматривается, что в данном жилье проживают заявитель С.А.К., его супруга С.Л.А., их пятеро детей, брат заявителя К.А.В., его супруга С.Т.А., их пятеро детей.
Как усматривается из сообщения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ от < … > г. № < … >, заявителю во исполнение решения Московского гарнизонного военного суда от < … > г. дан ответ на его обращение.
По данным реестра заявитель признан нуждающимся в предоставлении жилья составом семьи 7 человек, его брат и семья брата не являются членами семьи заявителя, а потому не имеется оснований для предоставления им жилья от Минобороны России.
Согласно пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых; помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной страдающий тяжелой формой хронического заболевай», при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможна ж не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявлениям снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающими право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства другое муниципальное образование за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и С-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления участка для строительства жилого дома, за исключением граждан имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действии должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.
Пунктом 2 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что заявитель, члены его семьи, брат заявителя и члены семьи брата были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии войсковой части < … > от < … > г.
До настоящего времени заявитель не был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Департаментом жилищного обеспечения Минобороны России заявителю было сообщено, что на жилищном учете семья К. не состоит, так как они не являются членами семьи военнослужащего С.А.К., в связи с чем в предоставлении жилья семье брата заявителя было отказано. Вместе с тем, согласно протокола заседания жилищной комиссии войсковой части < … > от < … > года № 4 семья К. в количестве 4 человек приняты на жилищный учет.
Таким образом, суд приходит к следующим выводам. Поскольку упомянутые К. не были сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилья, то у директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не имелось оснований для отказа в предоставлении им жилья без принятия соответствующего решения о снятии их с учета нуждающихся в предоставлении жилья. Тем самым, оспариваемый ответ ДЖО МО РФ законным признан быть не может, поскольку противоречит юридически значимым обстоятельствам.
В связи с изложенным суд полагает, что требования заявителя, связанные с признанием незаконным отказа и бездействия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по невнесению в реестр военнослужащих нуждающихся в жилом помещении сведений о членах семьи военнослужащего в составе 14 человек, а также обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, выраженное во невнесении в реестр военнослужащих нуждающихся в жилом помещении сведений о членах семьи военнослужащего в составе 14 человек, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд находит необходимым признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения МО РФ от < … > года № < … > по обращению С.А.К. и обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ рассмотреть указанное обращение.
Вместе с эти не подлежит удовлетворению преждевременное требование заявителя обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить С.А.К. жилое помещение в собственность в пределах города Москвы согласно установленным нормами обеспечения жилыми помещениями из расчета состава семьи 14 человек, но не менее 252 кв. м., поскольку принятие таких решений входит в компетенцию Департамента жилищного обеспечения министерства обороны Российской Федерации, суд не может собой подменять уполномоченные на то органы по принятию такого рода решений.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, связанные с уплатой С.А.К. государственной пошлины за подачу заявления в суд, подлежат взысканию с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу заявителя в размере < … > рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198,199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
заявление С.А.К. об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ и начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, связанных с отказом во включений: в реестр нуждающихся в жилом помещении членов семьи, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения МО РФ от < … > г. № < … > по обращению С.А.К. и повторно рассмотреть указанное обращение.
Взыскать с Департамента жилищного обеспечения МО РФ в пользу С.А.К. судебные расходы в сумме < … > рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья