В коллегию адвокатов “Бастион” за помощью обратилась гражданка иностранного государства И.М. (данные изменены).
Она пояснила, что постановлением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 21 января 2014 года она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 Ко АП РФ, и ей было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Не согласившись с чрезмерно суровым по ее мнению наказанием, гражданка И.М. тем не менее, в установленные законом сроки для обжалования в суд апелляционной инстанции не обратилась.
Также гражданка И.М. указала, что находится замужем за гражданином РФ и имеет от брака с ним сына – гражданина РФ.
Проанализировав ситуацию, а также действующую нормативную базу и судебную практику, адвокаты приняли решение обратиться с жалобой на постановление в Президиум Московского городского суда, поскольку срок на обжалование постановления в апелляционном порядке был уже пропущен И.М.
Решением судьи Мосгорсуда дело было истребовано в суд, а постановлением заместителя председателя Московского городского суда от постановление судьи Гагаринского суда было изменено путем исключения из него указания на назначение И.М. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Заместитель председателя Московского городского суда указал при этом в постановлении, что в силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или липу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права И.М. на уважение семейной жизни.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Таким образом, суд надзорной инстанции пришел к выводу, что назначение гражданке И.М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.