Ситуация: А. купил мобильный телефон в крупном сетевом магазине. После покупки обнаружился серьезный дефект дисплея.
А. пришел в магазин обратно и потребовал вернуть деньги за телефон, однако получил отказ. Магазин мотивировал свое решение тем, что телефон является технически сложным товаром и не подлежит возврату. Далее сотрудник магазина отказался вернуть денежные средства и отправил телефон на ремонт, что не устроило А.
Вопрос: Как вернуть деньги, уплаченные за товар ?
Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В 90 % случаев магазины отказываются возвращать деньги даже, если обнаружился существенный недостаток. Поэтому вернуть их в таком случае можно только через суд. Но из 10 недовольных клиентов, обращаются в суды 1-2. Поэтому даже в том случае, если магазин проигрывает суд и на него налагают штраф, то продавец остается в плюсе.
Никакого специального закона о телефонах или технически сложных товарах нет. Все взаимоотношения с продавцом регулируются Законом «О Защите прав потребителей».
Есть список технически сложных товаров, утвержденный Правительством РФ от 10 ноября 2011 г. № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров"
Не углябляясь в подробности, к таким товарам отнесена практически вся электроника.
В вышеописанной ситуации важным моментом является доказывание наличия существенного недостатка в товаре. Для этого требуется провести судебную экспертизу, оплачивать которую, зачастую приходится покупателю.
Т.е., если в товаре обнаруживается существенный недостаток, то вернуть свои деньги за товар можно и после истечения 15 дневного срока. При этом вы вправе не соглашаться на бесплатный ремонт и требовать деньги обратно у продавца. Из судебной практики видно , что суды чаще встают на сторону потребителя.